Ч. обратился в суд с иском к Б. и АО «П*» о возмещении ущерба, причинённого дорожно-транспортным происшествием. Требования были мотивированы тем, что автомобиль Ч. был припаркован на автостоянке, неподалёку находился автомобиль, управляемый Б. Б. производил ремонтные работы на склоне перед автостоянкой и не поставил автомобиль на ручной тормоз, в результате чего произошло непроизвольное перемещение автомобиля Б. вниз на автомобиль Ч., последнему были причинены значительные повреждения. Страховая компания осуществила по ОСАГО выплату Ч. в пределах максимально возможного предела – 400 000 рублей, между тем стоимость восстановительного ремонта по оценке составила 800 000 рублей.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал, ссылаясь на то, что автомобиль истца имел высокую степень износа, его восстановление за счёт новых деталей привело бы к нарушению прав виновника аварии и неосновательному обогащению истца.
Суд апелляционной инстанции с данной позицией не согласился и вынес новое решение, которым исковые требования удовлетворил, указав следующее. Фактический размер ущерба, подлежащий возмещению, не может исчисляться, исходя из стоимости деталей повреждённого транспортного средства с учётом износа, поскольку при таком исчислении убытки, причинённые повреждением транспортного средства, не будут возмещены в полном объёме. Кроме того, это согласуется с позицией Верховного Суда РФ, который указал в Постановлении Пленума от 23.06.2015 г. №25, что если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.
Кроме того, как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 г. №6-П, замена повреждённых деталей, узлов и агрегатов, если она необходима для восстановления эксплуатационных и товарных характеристик транспортного средства, в том числе с учётом требований безопасности дорожного движения, - в большинстве случаев сводится к их замене на новые детали, узлы и агрегаты.
Таким образом, восстановление повреждённого в результате ДТП автомобиля может производиться за счёт новых деталей, узлов и агрегатов, если иного способа восстановить транспортное средство не существует.